Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Игры и увлекательные занятия для детей с 3 до 6 месяцев

По-прежнему отличным средством для развития координации и хватательных движений остаются погремушки с ручкой и всевозможные подвесные конструкции – кольца, шарики, разные зверюшки, которыми ребенок может манипулировать, лежа в кроватке или ползая в манеже. Хороши также резиновые и мягкие пластиковые игрушки, причем желательно, чтобы они пищали при нажатии, и тогда малыш будет мять их с особенным удовольствием.


Примеры игр


• Во время переодевания спрашивайте ребенка: «Где наш носик, хорошенький носик, любимый носик, носик, носик? Вот он, носик, носик, любимый носик!». («Найдя» носик, поцелуйте его.) «А где наш животик, хорошенький животик, любимый животик, животик, животик? Вот он, животик, животик, любимый животик!». («Найдя» животик, поцелуйте его.) «А где наша ручка? Наша правая ручка, наша красивая правая ручка? Вот она, наша ручка…» и так далее. По аналогии называйте и целуйте все части тела ребенка, и постепенно он начнет сам тянуть к вам ручку, ножку и т. п., чтобы вы их поцеловали. Ваши нежные прикосновения помогут малышу не только получить представление о своем теле, но и почувствовать, что он окружен любовью, заботой и лаской.


• Покажите ребенку колечко от игрушечной пирамидки. Поднесите его ближе к глазам малыша, приговаривая: «Вот колечко, колечко ближе, ближе, совсем близко!». Потом отодвиньте колечко подальше и скажите: «Колечко дальше, дальше, далеко!». Покатайте колечко по столу (если держите ребенка на руках) или по бортику кроватки (если малыш лежит в ней), сопровождая свои действия словами: «Катим колечко, катим ближе, совсем близко! Катим колечко, катим дальше, совсем далеко!». Благодаря этой игре ребенок учится различать понятия «ближе» и «дальше».


• Когда малышу будет около 5 месяцев, можно начинать собирать с ним пирамидку. Установите на игровой площадке или в манеже стержень, а кольца пирамидки разложите вокруг ребенка, чтобы он мог их легко достать, но расстояние до колец должно быть различным. Показывая на нужное кольцо, просите: «Дай колечко! Дай мне это колечко!». После того как малыш подаст кольцо, нанижите его на стержень. И так до тех пор, пока не соберете всю пирамидку. Если ребенок не будет понимать, чего от него хотят, покажите, что означает «дай колечко»: вкладывайте колечко в его ручку и снова забирайте. Не забывайте хвалить малыша после того, как он подал колечко или вы сами взяли его из ручки: «Молодец, спасибо! Дал мне колечко!».


• Проденьте в небольшое колечко от игрушечной пирамидки веревочку и свяжите ее концы. Колечко должно быть такого размера, чтобы ребенок мог легко удержать его в руках. Вложите колечко малышу в ручки, потихоньку тяните за веревочку и говорите: «Колечко в ручках! Держим колечко! Крепко держим колечко!». Ребенок будет держаться за колечко, изо всех силенок пытаясь не выпустить его из рук. Главное, не выдергивать колечко, а только аккуратно тянуть. Таким же образом можно играть в «перетягивание каната» (с его ролью отлично справятся, допустим, ленточки, веревочки или шарфики). Не исключено, что ребенок захочет поиграть с вами в «перетягивание волос». Это, конечно, очень больно, но ругать его ни в коем случае нельзя. Он осваивается в новом мире, а волосы, особенно длинные мамины, с его точки зрения, гораздо привлекательнее веревочки. Выхода здесь два: закалывать волосы так, чтобы малыш не мог за них ухватиться, или предлагать ему для подобного занятия другие предметы.


• Подготовьте на полу чистую и мягкую площадку и положите на нее ребенка. Возьмите детскую дудочку (свисток, погремушку) и подудите (посвистите, позвените погремушкой) так, чтобы ребенок видел, что вы делаете. Перемещайтесь, продолжая издавать звуки, и малыш будет поворачиваться вслед за вами. Заходите с разных сторон – слева, справа, сзади, – при этом давайте крохе время передвинуться так, чтобы вас видеть. Лучше всего, если вы будете ползать вокруг ребенка.


• С ребенком на руках подойдите к зеркалу и скажите: «Кто там, в зеркале? Мама (папа) и (имя малыша)!». Погримасничайте перед зеркалом так, чтобы малыш видел и ваше лицо, и свое отражение. Убедившись, что кроха внимательно смотрит в зеркало, поднимите его ручку, помашите ею.


• Сшейте простынку из тканей различной текстуры: лоскута махрового полотенца, куска хлопчатобумажной простыни, квадратиков меха и т. д. Расстелите эту простынку на мягкой поверхности и разложите на ней игрушки: яркие колечки, погремушки, мячики. Положите на простынку малыша (в одном памперсе). Передвигайте игрушки так, чтобы ребенок поворачивался за ними и касался тельцем разных кусков ткани. Приговаривайте: «Почешем спинку, пощекочем животик, погладим бочок, погладим другой!», сопровождая свои слова действиями – почесывайте, щекочите и поглаживайте.


• Прикасайтесь ручкой малыша к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть как игрушки, так и всевозможные предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты, холодильник, ватные шарики и т. п.


• Когда ваш малыш играет, например, с погремушкой, возьмите ее и у него на глазах «спрячьте» под простынку. Имейте в виду: сначала подобное действие может вызвать у него бурный протест, ребенок расплачется. Все дело в том, что для малыша предмет, который исчез, перестает существовать. То есть, спрятанная погремушка – это погремушка, утраченная навсегда, а та, которую «нашли» – совсем другая погремушка. Но затем ребенок начинает понимать, что «спрятанное» не означает «пропавшее», что предметы продолжают существовать, даже исчезая на некоторое время из поля зрения, а погремушка, которую достали из-под простынки – та же самая. Пройдет немного времени, и малыш будет сам с увлечением «прятать» и «находить» игрушки. Играйте в такие «прятки» регулярно: это расширяет представление ребенка об окружающем мире, учит его определять тождество предмета.


• Подносите ребенка к окну и рассказывайте, что происходит на улице: летают птицы, проезжают машины, мимо дома проходят люди, раскачиваются ветки деревьев, идет дождь или снег, дует ветер, садится солнце, зажигаются фонари…


• Включайте музыку и танцуйте, держа ребенка на руках.


• Ходите с малышом по квартире и, повернув его спиной к себе, сажайте на пол, в кресло, на подоконник, на туалетный столик и т. д. Рассказывайте, что он видит с того или иного места, давайте потрогать новые предметы.


• На кухне предлагайте ребенку поиграть с вещами, которые вызывают его интерес: с пустой чистой баночкой из-под йогурта, ложкой, крышкой от небольшой кастрюльки, цветной прищепкой и т. д.


• Взяв погремушку или другую легкую игрушку, покажите ее ребенку. Затем прикоснитесь к его руке, отведите игрушку в сторону и снова поднесите поближе, чтобы малыш смог ее схватить.


• Приклейте скотч к ладошке малыша и покажите, как снять его другой рукой.


• Посадив ребенка на колени и держа лицом к себе, произносите гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов («ге-ге-ге», «дей-дей-дей», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»). При этом надувайте щеки и округляйте губы, чтобы малыш четко видел и мог повторить ваши движения.


• Ходите по квартире с ребенком на руках и демонстрируйте ему действия- противоположности, при этом называя их: «свет включен – свет выключен», «дверь открыта – дверь закрыта», «полотенце на вешалке – полотенце на полу», «чашка пустая – чашка полная», «радио играет – радио молчит». Взяв руку малыша в свою, давайте ему возможность несколько раз «самостоятельно» выполнить эти действия (включить и выключить свет, открыть и закрыть дверцу кухонного шкафчика…).


• Положите ребенка спиной на маленькое одеяло (плед). Вместе с кем-то из членов семьи возьмите одеяло за углы и легонько раскачивайте из стороны в сторону, поднимая вверх и опуская вниз, и повторяйте при этом: «Вот как мы качаемся!», «Полетели, полетели, ух ты!» и т. п.


• Пусть один из родителей возьмет, например, игрушечного медведя, а другой – собаку. По очереди говорите ребенку, как называется ваша игрушка («это мишка», «это собачка»), и давайте ребенку ее потрогать и подержать, а потом меняйтесь игрушками.


• Вырежьте из плотного картона диск, разделенный на 7 секторов и раскрашенный в основные цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Подвесьте диск над детской кроваткой и, показывая малышу тот иной цвет, называйте его.


• Сделайте «книжку-каталку»: обклейте большую банку из-под сухой смеси для детского питания или круглую коробку яркими картинками из журналов (это могут быть, например, изображения мяча, птицы, кошки, кресла – в общей сложности 3-4) и затяните их прозрачной пленкой. Катая вместе с малышом такую книжку, показывайте ему картинки, рассказывайте, что на них изображено, просите найти тот или иной предмет.


*Статья подготовлена при поддержке Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства образования Республики Беларусь